?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry





Паматник М.Ю.Лермонтову в Пятигорске
Скульптор А.М.Опекушин. 1889 г.


Поэт в раздумье сидит на уступе скалы. Сброшена шинель, расстегнут офицерский сюртук. Раскрытая книга упала к ногам, взор устремлен на снежную цепь Кавказских гор. Так выглядит памятник Лермонтову в Пятигорске, созданный скульптором А.М.Опекушиным. Его бронзовый Пушкин стал украшением Москвы. Бронзовый Лермонтов стал символом Пятигорска.

 

В 1870 году журналист П.К.Мартья­нов писал в журнале «Всемирный труд»: «Петербург и Кронштадт ставят памятники Крузенштерну и Беллингсгаузену, Киев – Богдану Хмельницкому и графу Бобринскому, Смо­ленск – Глинке, почему бы Пятигор­ску, с его тысячами посетителями вод, не принять инициативы в деле сооруже­ния памятника М.Ю.Лермонтову?».

Идею сооружения памятника поэту поддержал тогдашний главный аренда­тор Кавказских Минеральных Вод А.М.Байков. Он обратился к начальни­ку Главного управления Кавказского наместника барону А.П.Николаи с до­кладной запиской, в которой говорилось: «В Пятигорске все напоминает Лермонтова. Там он писал свои лучшие сочинения и там кончил свою жизнь. Лермонтов поэт Кавказа и увековечить память его нужно в Пятигорске...» От­вет пришел быстро: «Высочайше разре­шено 23 июля 1871 года сооружение в Пятигорске памятника М.Ю.Лермон­тову и открытие повсеместной в Импе­рии подписки для сбора пожертвований на этот памятник».

Восемнадцать лет собирались народ­ные средства на памятник М.Ю.Лермон­тову. В 1874 году, на Водах были устрое­ны публичные литературные чтения, со­бранные от которых 163 рубля послужи­ли первоначальным вкладом на соору­жение памятника. В начале 1875 года была открыта подписка в тех частях Кавказской армии, где служил поэт. Во Владикавказе был учрежден специаль­ный комитет, куда со званием «строи­тель памятника» был введен и арендатор Кавминвод А.М.Байков. Члены комите­та разработали «Правила о сооружении памятника поэту Лермонтову», утверж­денные 30 сентября 1875 года.

Политическая обстановка в те годы не­благотворно отражалась на деятельности лермонтовского коми­тета. В 1876-1878 го­ды в России проходили сборы денег для оказания помощи балкан­ским славянам. Работу комитета приостано­вили. Как только закончилась война с Турцией, его деятель­ность возобновилась. В начале 1880 года в журнале «Вестник Ев­ропы» члены комитета опубликовали воззва­ние. И призыв был услышан. За один только 1880 год комитетом было получено 8253 руб. 50 коп. Из них тысячу рублей собрал среди своих знакомых А.И.Васильчиков, се­кундант Н.С.Мартынова на дуэли с Лермонтовым.



Скульптор А.М.Опекушин
Гравюра И.Матюшина

Деньги на памятник стали поступать со всех концов России. Газета «Листок для посетителей Кавказских Мине­ральных Вод» выделила специальную рубрику «О подписке на памятник Лер­монтову в городе Пятигорске».

По инициативе комитета в Пятигор­ске, начиная с 15 июля 1881 года, ста­ли проводить ежегодный День памяти М.Ю.Лермонтова. Состоялось откры­тие первой временной мемориальной доски на доме, в котором жил поэт в 1841 году, и возложение венков к бюс­ту М.Ю.Лермонтова в Елизаветинской галерее. Вечером в день сорокалетия гибели поэта состоялся большой кон­церт, в котором участвовали столич­ные артисты. Весь сбор с него поступил в фонд памятника. В результате чество­вания была собрана довольно крупная сумма – 2000 рублей.

10 января 1883 года сумма в фонде комитета достигла почти 30 000 руб­лей, что позволяло приступить к работе по изготовлению памятника. Решено было объявить всероссийский конкурс. Председатель комитета, начальник Терской области генерал А.П.Свистунов обратился к редактору журнала «Хозяйственный строитель» П.П.Мижуеву с предложением редакции взять на себя организацию конкурса. П.П.Мижуев предложил сделать его всенародным.

В состав конкурсной комиссии вошли: М.О.Микешин, автор проектов памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, Богдану Хмельницкому в Кие­ве, Екатерине II в С-Петербурге, И.Н.Крам­ской – известный ху­дожник, один из созда­телей Артели художни­ков и Товарищества пе­редвижных выставок, А.А.Краевский, изда­тель журнала «Отечественные записки», лич­но знавший М.Ю.Лер­монтова, сослуживцы поэта А.И.Арнольди, М.И.Цейдлер, на­чальник Николаевского кавалерийско­го училища А.А.Бильдерлинг – осно­ватель первого лермонтовского музея и другие. Председателем комиссии стал П.П.Мижуев.

На заседании комиссии обсуждалось и мнение о том, что «Лермонтов при­надлежит всей России, а потому место ему не на Кавказе, а в одном из двух центров». Спор разрешился в пользу Кавказских Минеральных Вод, чему способствовало и решение главноначальствующего гражданской частью на Кавказе князя А.М.Дондукова-Корсакова. Местом для сооружения памятни­ка Лермонтову был утвержден Пяти­горск. Комиссия выработала специаль­ную программу и опубликовала ее во многих газетах и журналах России.

Участники конкурса обязаны были представить свои работы к 17 февраля 1883 года. В состав жюри вошли: про­фессор Ф.И.Иордан, известный гравер, создавший в свое время портрет М.Ю.Лермонтова (гравированный на стали с акварели К.А.Горбунова), К.Е.Маковский, художник М.А.Зичи, иллюстратор поэмы «Демон» и романа «Герой нашего времени», живописец, гравер и коллекционер произведений искусства М.П.Боткин. Были и литера­торы, скульпторы, архитекторы.

На первый конкурс было представле­но 52 проекта, 15 моделей и 5 письмен­ных заявлений – идей без рисунка. Но ни один из них не был одобрен.

Комиссия решила объявить второй конкурс, определив срок 5 апреля 1883 года. Участвовать в нем были пригла­шены скульпторы и художники П.П.Забелло, М.М.Антокольский. Н.И.Лаверецкий, К.Е.Маковский, М.А.Зичи и другие. Второй конкурс то­же оказался несостоятельным, хотя бы­ло прислано 65 проектов. По этому слу­чаю был избран новый состав жюри.

30 октября 1883 года комиссия подве­ла итоги третьего конкурса. Представле­но было 15 моделей. Члены жюри сдела­ли окончательный выбор: первую пре­мию и 1000 рублей получил проект № 14 под девизом «Порыв». Автором модели оказался академик А.М.Опекушин, из­вестный как автор памятника А.С.Пуш­кину, открытого за три года перед тем в Москве. Работа Опекушина отличалась простотой композиции, высоким профессиональным мастерством.

А.М.Опекушин выполнил огромную подготовительную работу, прежде чем создал окончательный вариант памят­ника. Он не оставлял работы над поис­ком образа и после того, как получил первую премию. Самым сложным для скульптора оказался вопрос о внешнос­ти поэта, чей образ он должен был пред­ставить в бронзе. При исполнении бюс­тов и статуй Пушкина скульптор мог видеть посмертную маску поэта и ряд превосходных его портретов. А вот с ли­ца Лермонтова посмертная маска не бы­ла снята, портреты его были весьма противоречивы и вызывали споры сре­ди тех, кто знал его лично.

Понимая ответственность работы, Опекушин в договоре, заключенном 10 июня 1885 года с A.M.Байковым, взял следующее обязательство: «Ввиду того обстоятельства, что удовлетворитель­ного портрета Лермонтова не существу­ет, а нужно еще, так сказать, создать его, то я, Опекушин, должен предвари­тельно вылепить колоссальный этюд головы, воспользовавшись для этого имеющимися материалами и указания­ми лиц, близко и лично знавших поэта, дабы предлагаемая к отливке бронзовая статуя до последней степени отвечала сходством с очертаниями облика по­койного поэта». Опекушин стремился не только передать портретное сходст­во, но и создать высокохудожествен­ный образ поэта. Скульптор строил фигуру, учитывая окружающую природу. Монументальные качества не должны были быть подавлены масштабом гор.

 

Вдали тянулись розовой стеной,

Прощаясь с солнцем горы снеговые,

Машук склонялся лысой головой,

Через струи Подкумка голубые,

Казалось, думал: тяжкою стопой

Перешагнуть в поместия чужие...

 

20 марта 1889 года генерал А.А.Бильдерлинг сообщал во Влади­кавказ: «Академик Опекушин почти совершенно окончил лепку статуи Лер­монтова, остается только окончить не­которые детали и проработать лицо по имеющимся у меня портретам и по ука­заниям современников – г.г. Краевского и Арнольди. Сегодня еще видел в ма­стерской Опекушина статую в глине и нахожу, что в художественном отноше­нии она исполнена очень хорошо».

Скульптура высотой в 2,35 метра от­ливалась на заводе Морана в Санкт-Пе­тербурге, и в начале июля была выстав­лена на дворе литейного заведения. Она изображает Лермонтова сидящим на обломке скалы в задумчивой позе, воен­ная шинель сброшена с плеч и красивы­ми складками драпируется сбоку.

Памятник предполагалось открыть 15 октября, в день 75-летия М.Ю.Лер­монтова. Но после завершения курорт­ного сезона в Пятигорске осенью жизнь замирала, и поэтому торжество по слу­чаю открытия памятника перенесли на август этого же года.

В Пятигорске шли приготовления по завершению работ в сквере, где должно было состояться открытие памятника.

Крутой обрыв с рытвинами, по кото­рым во время летних ливней неслись потоки грязи и камни, укрепили под­порной стеной из машукского камня. Сквер обнесли чугунной решеткой, балюстрадой с фонарями по углам, сде­лали каменный грот и сторожку. Сама планировка сквера по очертаниям на­поминала лиру. Проект оформления сквера был выполнен гражданским ин­женером и архитектором из Ростова-на-Дону Н.А.Дорошенко.

Прибывшие с Опекушиным в Пяти­горск опытные мастера приступили к ра­ботам. 16 (28) августа 1889 года в Пяти­горске состоялось открытие монумента. «Это был праздник Пятигорска, – писа­ла газета «Северный Кавказ», – все от мала до велика пришли на площадь к Лермонтовскому скверу».

Окруженный флагами, цветами, гирляндами, на площадке, усыпанной чистым песком, высился огромный памятник, завешанный белым покры­валом. После торжественной панихи­ды в соборе все присутствующие во главе с начальником Тверской облас­ти, наказным атаманом генерал-лей­тенантом А.С.Смекаловым, отправи­лись к памятнику в сопровождении военного оркестра. Смекалов прочи­тал краткий отчет о приходе и расходе сумм, собранных на памятник. Капи­тал составлял 54 409 рублей 64 копей­ки. Из него израсходовано было на премию по составлению эскиза и про­екта памятника 1701 руб. 25 коп., на строительство сквера со всеми пост­ройками в нем, в том числе и Лермонтовского грота, 25 324 руб. 23 коп. Стоимость изготовления бронзовой фигуры Лермонтова составила 14 179 руб. 20 коп., стоимость пьедестала из крымского гранита, с установкой 6023 руб. 82 коп. Всего было израсходовано 49 093 руб. 41 коп. Остаток денег предполагалось употребить «с поль­зою» для увековечения памяти М.Ю.Лермонтова.

С монумента упала завеса. Перед за­полнившей сквер публикой возник об­раз певца Кавказа. Оркестр Тенгинского полка заиграл гимн, а потом ис­полнил сочиненный В.Саулем марш «Лермонтов». Тенгинцы возложили к памятнику поэта серебряный венок. В торжествах участвовал осетинский по­эт Коста Хетагуров. Он напомнил всем собравшимся лермонтовского «Проро­ка». «Пусть поэзия Лермонтова жжет наши сердца и учит нас правде», – за­ключил он свою речь.

Памятник М.Ю.Лермонтову в Пяти­горске стал символом всенародной любви к поэту. Здесь всегда букеты живых цветов.




Метки:

Профиль

livinsky
oglazok
Станислав Ливинский
Кавказская ссылка

Метки

Культурные праздники


Журнальный зал

МЕГАЛИТ. Евразийский журнальный портал.

Поэтический альманах «45-я параллель»

Кавказская ссылка

Текущий месяц

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner